Мультимедиа Арт Музей Москва - lifestyle

НИК БРАНДТ
УНАСЛЕДОВАТЬ ПЫЛЬ
 

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет новый проект знаменитого английского фотографа Ника Брандта «Унаследовать пыль».
Ник Брандт родился и вырос в Лондоне. Изучал живопись и кинематографию в Школе искусств имени Святого Мартина, сделал успешную карьеру режиссёра музыкальных клипов. В начале 90-х он переехал в США, где работал с Майклом Джексоном и Моби. В 1995 году во время съёмок клипа на песню Джексона Earth Song, посвящённую защите окружающей среды, Ник Брандт впервые оказался в Танзании. Эта поездка кардинально изменила жизнь Брандта — он влюбился в природу Африки и принял решение посвятить себя фотографии.

«Очень немногие фотографы относятся к съёмке диких животных как к художественной фотографии, — рассказывает Ник Брандт. — Большинство обычно старается зафиксировать драматические моменты, когда животное находится в действии, в движении, и совершенно не обращают на него внимания, если оно живёт своей обычной жизнью... я стараюсь снимать так, чтобы фотографии вышли за пределы документального анималистического жанра и приблизились к уровню художественных снимков. Для того чтобы добиться этого, я ухожу от репортажных техник съёмки, а самое главное — не использую телеобъектив. Вместо этого я снимаю с ближней точки, зачастую на расстоянии нескольких футов». 

Первые же серии снимков, созданные Ником Брандтом в Восточной Африке в 2000 году привлекли к его творчеству и тем важным проблемам, которые он поднимает, огромное внимание публики. В 2004–2006 годах персональные выставки Брандта с большим успехом прошли в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сиднее, Мельбурне и Сан-Франциско. 

Проект «Унаследовать пыль» был задуман Брандтом в 2014 году. Не издававшиеся ранее портреты животных, были напечатаны в большом формате и наклеены на щиты, которые были установлены в тех местах, где эти животные раньше обитали, но теперь, в результате человеческой алчности и безразличия, исчезли. После этого Ник Брандт сфотографировал щиты, объединив в одном кадре урбанистические ландшафты и изображения животных.
В экспозицию вошло 19 фотографий с названиями, вызывающими у зрителя внутренний диссонанс: «Мусорная свалка, гепард и дети», «Фабрика и шимпанзе», «Стройка и носорог», «Карьер и слон», «Дорога к фабрике и зебра», «Железнодорожный путь и львица» и другие. 
Снимки животных, больше напоминающие классические живописные портреты, вписанные в пугающие пейзажи городских окраин и промышленных зон, подчеркивают необычайную хрупкость мира, который медленно, но неумолимо исчезает под воздействием человека. 

«Почти во всех финальных фотографиях животные на щитах практически невидимы людям, которые ходят вокруг. Животные превратились в призраки в этих разорённых ландшафтах. Пусть это клише, но нам срочно нужно что-то делать. Если мы по-прежнему будем бездействовать, будущие поколения унаследуют жалкие остатки некогда богатой живой планеты. Они унаследуют пыль», — утверждает Ник Брандт.

ЭЛИЗАБЕТТА КАТАЛАНО
БЕСЦЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
 

В рамках Х Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» МАММ представляет выставку знаменитого итальянского фотографа Элизабетты Каталано (1941-2015) «Бесценные свидетельства». 
В экспозицию вошли более 120 работ, созданных в период с 1964 по 2004 годы. На выставке представлены фотографии со съёмок культовых фильмов и репетиций знаковых театральных постановок, портреты звёзд мирового кинематографа, великих режиссёров, литераторов и художников, съёмки перформансов и т. д. 
Элизабетта Каталано была частью того мира, о котором рассказывала, она была знакома с героями своих фотографий, со многими дружила, со многими работала. Модели доверяли художнику, благодаря этому мы обладаем возможностью увидеть Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Пьера Паоло Пазолини, Рудольфа Нуриева, Шарлотту Рэмплинг, Энди Уорхола, Альберта Джакометти, Джозефа Кошута, Фабио Маури, Умберто Эко, Евгения Евтушенко, Филипа Гласса и многих других в непринуждённой обстановке — такими, какими они были в кругу друзей и единомышленников. Работы Каталано — взгляд изнутри на интереснейшие события, происходившие на протяжении сорока лет в итальянском искусстве и культуре, бесценные свидетельства уходящей эпохи.
Элизабетта Каталано жила и работала в Риме. Ее дебют в качестве фотографа состоялся на съёмках фильма «8 ½» («Восемь с половиной») Федерико Феллини, в котором она сыграла роль сестры Анук Эме. В свободное от съёмочного процесса время, она начала фотографировать, используя старый фотоаппарат, доставшийся ей от отца. Снимки Каталано произвели на Феллини большое впечатление и в последствии он приглашал её на съёмки своих фильмов уже как фотографа, кроме того, великий режиссёр несколько раз позировал Элизабетте Каталано в её студии, а некоторые из получившихся снимков использовал для обложек своих книг.
Карьера молодого фотографа складывалась очень успешно, Каталано начала сотрудничать с влиятельными международными модными изданиями, среди которых были итальянский, французский и американский Vogue, Il Mondo, L’Expresso и др.
В семидесятые годы Элизабетта Каталано открыла в Риме собственную студию, в которой помимо создания фотопортретов, начала работать с художниками-авангардистами. Наиболее тесные и долгие дружеские отношения связывали её с Фабио Маури. 
«После первых фотопортретов, сделанных мною на фоне его картин, которые являлись чем-то средним между портретом и репортёрским снимком, и после того как я делала репортаж о его работах для театра, я начала фиксировать его художественные перформансы, начиная с конца 60-х годов...», — вспоминала Элизабетта Каталано в одной из бесед.
Каталано довелось поработать со множеством выдающихся итальянских и зарубежных художников: Гилбертом и Джорджем, Йозефом Бойсом, Марио Скифано, Тано Фестой, Джозефом Кошутом, Франческо Клементе, Франко Анджели, Карлой Аккарди, Марио Мерцем, Миммо Ротеллой, Яннисом Кунеллисом, Алигьеро Боэтти, Микеланджело Пистолетто, Веттором Пизани и многими другими.
«Почему те, кого я считала художниками, и которые доказали, что таковыми являются, считали меня одной из своих? Возможно потому, что то, как я их воспринимала и чувствовала и как отображала в своих снимках, затрагивало тайное ядро художественной личности каждого из них. Следовательно, эти художники раньше других отметили человеческую сущность моих снимков, ту уникальность каждого характера, которая не стирается даже временем» — рассказывала Элизабетта Каталано.

МАММ выражает особую благодарность Директору Итальянского Института культуры в Москве Ольге Страде.

ЖАНЛУ СЬЕФФ
МЭТР ВЫСОКОГО СТИЛЯ
 

В рамках юбилейной X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» МАММ представляет выставку легендарного фотографа Жанлу Сьеффа (1933 — 2000) «Мэтр высокого стиля». Музей «Московский Дом фотографии» впервые познакомил московских зрителей с творчеством мэтра на «Фотобиеннале 98», центральной темой которой была «Мода и стиль в фотографии».

В экспозицию вошли 67 фотографий, созданных в период с 1952 по 2000 год. На выставке представлены портреты звёзд кино, великих режиссёров, музыкантов, кутюрье, художников, фотографов, танцовщиц и моделей: Катрин Денёв, Миа Фэрроу, Шарлотты Рэмплинг, Альфреда Хичкока, Франсуа Трюффо, Сержа Генсбура, Джейн Биркин, Ива Сен-Лорана, Жана-Поля Готье, Робера Дуано, Каролин Карлсон, Сильви Гиллем, Твигги и многих других, а также съёмки Жанлу Сьеффа для Vogue и Harper’s Bazaar, ставшие сегодня классикой мировой fashion-фотографии.

Работы Жанлу Сьеффа находятся в собраниях крупнейших музеев мира: Центра Помпиду (Париж) / Centre Pompidou, Музея современного искусства (Париж) / Musée de l’Art Moderne, Музея Людвига (Кельн) / The Museum Ludwig. За свою почти полувековую карьеру Жанлу Сьефф был удостоен престижнейших наград в области фотографии: Приза Ньепса / Prix Niepce (1959), Главного национального приза в области фотографии / Grand Prix National de la Photographie (1992), кроме того, в 1981 году Сьефф стал Кавалером французского Ордена Искусств и литературы / Chevalier des Arts et Lettres.
Жанлу Сьефф родился в 1933 году в Париже. На свой четырнадцатый день рождения он получил в подарок пластиковую камеру Фотекс (Photax) и начал фотографировать. Сьефф учился в Школе фотографии Вожирар (Vaugirard) в Париже и в Школе Вевей (Vevey) в Швейцарии. Окончив учёбу, он начал работать независимым фоторепортёром. Сьефф бродил по городу, фотографировал влюбленных в уличных кафе и завсегдатаев прокуренных джаз-клубов, затем предлагая свои снимки и заметки журналам и газетам. Его ранние репортажи, проникнутые романтичной атмосферой Парижа 50-х, заметили в журнале ELLE, для которого он начал писать небольшие статьи, а позже делать и первые fashion-съёмки. 
В 1958 году Жанлу Сьефф ушёл из ELLE в знаменитое фотоагентство Magnum, в котором проработал несколько лет, а в 1961 году Сьефф уехал в Нью-Йорк. В течение шести лет Жанлу Сьефф работал по заказу ведущих международных изданий: Esquire, Glamour, Look, Vogue и Harper’s Bazaar. 
В интервью, которое он дал Ольге Свибловой в 1998 году, Жанлу Сьефф с удовольствием вспоминал это время, сокрушаясь только о том, что ему не удалось поработать с великим арт-директором Harper’s Bazaar Алексеем Бродовичем, который в начале 60-х уже покинул журнал по состоянию здоровья. 
В США работа для журналов и рекламных агентств отнимала у фотографа почти всё время, в какой-то момент Жанлу Сьефф, превыше всего ценивший свободу и независимость, решил вернуться в Париж. «Я знал, как работают многие фотографы (Аведон, Хиро, с которыми я был дружен), — огромная студия, человек четырнадцать помощников и ассистентов, лаборатория, стилисты. И ходить на эту работу нужно было по утрам. А это было не по мне. Я шлялся со своей маленькой „Лейкой“ где хотел, у меня была свобода. В общем, я вернулся в Париж. Теперь я свободен в своём выборе: хочу — занимаюсь модой или рекламой, хочу — делаю альбомы или выставки, хочу — путешествую...» — вспоминал Жанлу Сьефф о своём выборе.
Жанлу Сьефф никогда не делил своё творчество на периоды и жанры. Он параллельно работал над репортажами и портретами, делал съёмки для модных журналов и фотографировал обнажённую натуру. Сьефф настаивал, что в фотографии нет тем, есть взгляд фотографа на разные вещи. 

Важным качеством фотографа Жанлу Сьефф считал умение оставался молодым, азартным и любознательным. Своих друзей и коллег Анри Картье-Брессона и Жака-Анри Лартига, доживших до очень преклонных лет, он называл «молодыми фотографами», подчёркивая, что важен не возраст, а только состояние души.