Мультимедиа Арт Музей Москва - lifestyle

АЛЕКСАНДР СТЕШАНОВ
РЕТРОСПЕКТИВА. В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ В ФОТОГРАФИЯХ»
 

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Александра Стешанова, приуроченную к 80-летию бессменного фотокорреспондента «Известий». 

Александр Стешанов родился в Москве в 1937 году. Его отец — Нестер Андреевич Стешанов был танкистом, Великую Отечественную войну закончил в Берлине. Эхо войны неожиданным образом откликнулось в профессиональной судьбе будущего фотографа. Вот что теперь рассказывает об этом сам Стешанов: «В моем семейном архиве как самая драгоценная реликвия хранится старый пожелтевший снимок, который отец прислал нам с мамой в Москву из Вены весной 1945 года. На нем — три капитана Красной Армии. Три танкиста, „экипаж машины боевой“. Они снялись в венском фотоателье 14 апреля, на следующий день после освобождения австрийской столицы (одна из последних военных наград отца — медаль „За освобождение Вены“). А дальше было вот что. Отец участвовал в штурме Берлина. Летом 45-го их воинскую часть перебросили на Дальний Восток, и к его боевым наградам прибавилась медаль „За победу над Японией“. В августе его вернули на службу в Германию. Возвращаясь через Москву, он взял с собой семью. 1 сентября я пошел во второй класс школы при военном городке в Бранденбурге. Здесь, как ни странно это прозвучит, решилась моя профессиональная судьба. Мы жили в частном немецком доме. У нас сложились добрые отношения с его хозяйкой фрау Фридой. Когда в 1948 году отец демобилизовался и мы собрались в обратный путь, фрау Фрида подарила мне на память „лейку“, фотоаппарат своего мужа, погибшего на русском фронте. С этой „лейкой“ я, уже московский школьник, ученик 4 касса, пришел в Москворецкий дом пионеров на Большой Полянке (наш дом стоял как раз за ним). Руководитель фотокружка с недоверием отнесся к мальчишке с немецкой „лейкой“, но когда узнал его историю, понял, что мое увлечение фотографией неслучайно... Уже через год мой первый снимок появился в „Пионерской правде“ с подписью: „Фото ученика 5 класса Александра Стешанова“».

Еще школьником Стешанов активно печатался в московских изданиях — в «Вечерней Москве», в журнале «Театральная жизнь». После 8 класса закончил школу рабочей молодежи, пришел на студию при ВГИКе и поступил на операторский факультет. 1959 год стал в судьбе Стешанова переломным. От ВГИКа его в качестве руководителя съемочной группы посылают на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в ту самую Вену, которую освобождал его отец. Здесь Стешанов познакомился со своим коллегой, спецкором газеты «Известия» Константином Толстиковым. Тот, угадав в юноше большой творческий потенциал, по возвращении в Москву порекомендовал его своему главному редактору — Алексею Аджубею.

«Полвека назад в стране началась газетная революция. Страницы „Известий“, до того серые и скучные, запестрели яркими материалами на самые животрепещущие темы. На смену однотипным фотографиям, сопровождавшимся казенной подписью (такой-то за работой) пришли „человеческие“ снимки. Все эти чудесные метаморфозы были связаны с приходом в большую прессу талантливого и смелого реформатора — Алексея Аджубея», — вспоминает художник Борис Ефимов в эссе, посвященном творчеству Александра Стешанова.

В стремлении преобразовать сухой официальный орган, вдохнуть в «Известия» новую жизнь 35-летний Аджубей сделал ставку на молодежь. Стешанов пришелся ко двору. Два года он безотказно, оперативно и талантливо выполнял самые разнообразные редакционные задания как «вольный стрелок». В 1961 году Стешанова взяли в штат. В редакционной системе ценностей это означало высшую степень профессионального доверия и везения. Стешанов проработал в «Известиях» 30 лет. Ревнивые к успеху коллеги всегда отзывались о нем в высшей степени доброжелательно — Стешанов никогда не отказывался от съемок, не делил задания на престижные и проходные, охотно снимал для многотиражки «Известинец», авторам которой не полагалось гонораров, давал уроки фотографии Юрию Гагарину... 
Постепенно Стешанов вошел в обойму ведущих фотокорреспондентов газеты наряду с тем же Толстиковым (у них потом была общая фотолаборатория), Сергеем Смирновым, Юрием Надеждиным, Михаилом Харлампиевым и другими. Стешанову стали доверять самые сложные и ответственные задания. В том же 1961 году он сопровождал министра иностранных дел СССР Андрея Громыко во время официального визита в Японию. Впоследствии энергичного и находчивого фотокорреспондента включили в «кремлевский пул» Вместе с Сергеем Смирновым он освещал работу партийных съездов, сессий Верховного Совета СССР. На протяжении своего «известинского» тридцатилетия не раз сопровождал руководителей партии и правительства в зарубежных поездках, объехал весь Советский Союз, создал великолепную галерею портретов — Маргарет Тэтчер, Анджелы Дэвис, Фиделя Кастро, Леонида Брежнева, Михаила Горбачева, Бориса Ельцина. 
Но «официоз» — лишь малая часть работы Стешанова. Круг его творческих интересов разнообразен. В послужном списке мастера — московская Олимпиада 1980 года, конкурс имени П.И.Чайковского, балетные премьеры Большого театра, знаменитые хоккейные турниры на приз «Известий» и другие события культурной и спортивной жизни страны. Ему принадлежат замечательные фотопортреты Майи Плисецкой, Мстислава Ростроповича, Галины Вишневской, Поля Робсона, Евгения Евтушенко, Адриано Челентано и многих других.
Фотографу Александру Стешанову было подвластно все. И масштабное, и частное, непубличное. Как никто другой он сумел зафиксировать в своих работах и общий план времени и показать крупным планом надежды и личные переживания своих современников.
В текст использованы материалы, любезно предоставленные Станиславом Сергеевым, председателем Исторического клуба российской прессы, обозревателем газеты «Известия».

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МИР. КОЛЛЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРУБОПРОКАТНОГО ЗАВОДА

 

15 сентября в МАММ откроется выставка «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода», представляющая произведения советских художников 1920-1980-х годов и работы двух современных авторов — индустриальную фотографию и арт-инсталляции. Выставка организована совместно с Группой ЧТПЗ к 75-летнему юбилею предприятия и впервые широко представит работы из корпоративной коллекции, насчитывающей свыше 450 живописных полотен и графических работ. Экспозиция продлится до 22 октября. 
— Возникшая в 90-е идея создания своеобразной «живописной» летописи советской металлургии вылилась в коллекцию работ признанных мастеров XX века, которая в этом году впервые предстанет перед широкой аудиторией в пространстве современного мультимедийного музея Москвы, — комментирует акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров. — Такой выбор не случаен: представленные среди фотографий, инсталляций и других современных арт-явлений работы советских авторов демонстрируют полемику «старого» индустриального и постиндустриального времени, показывая зрителю, как преобразился индустриальный мир и сам художник.
Среди авторов, представленных в коллекции, известные широкой публике имена — Аристарх Лентулов, Александр Лабас, Моисей Фейгин, Николай Дормидонтов, Екатерина Зернова, Петр Котов, Павел Соколов-Скаля, Леонид Фейнберг, Макс Бирштейн и многие другие. Работы, представленные в МАММ, объединены важной для искусства ХХ века темой индустриализации и демонстрируют развитие целой эпохи российского изобразительного искусства прошлого столетия, вместе с тем раскрывая историю отечественной индустрии — прежде всего металлургической промышленности, увиденной глазами художников.
Коллекция демонстрирует смену художественных направлений и стилей в советском искусстве. В работах Ольги Колмаковой, Василия Кучумова, Леонида Фейнберга и Екатерины Зерновой находят отражение традиции русского модернизма 20-х годов с его преклонением перед техническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией. 
В работах 30-50-х годов торжествует «большой стиль» социалистического реализма, который с начала 30-х годов стал обязательным для советского искусства. Так, например, на картинах А. Лентулова и И. Рубанова человек труда превращается в титана. В графический цикл выставки входят работы таких художников как А. Лабас, А. Лентулов, Л. Усайтис, В. Стекольщиков, В. Дувидов.
Современные художники Дмитрий Морозов и Тимофей Парщиков исследуют в своем творчестве тему индустриализации и постиндустриализации. Работы Т. Парщикова, снятые на Челябинском трубопрокатном и Первоуральском новотрубном заводах, демонстрируют новую «Белую металлургию». Современные производства Группы ЧТПЗ вдохновили Д. Морозова на создание многосоставной кинетической и звуковой инсталляции Prosodia. Инсталляция, воплощающая синтез искусства и технической мысли, явилась результатом совместной работы медиахудожника со студентами образовательной программы Группы ЧТПЗ «Будущее Белой металлургии», направленной на подготовку высококвалифицированных кадров для металлургической отрасли.
Справочно:
Челябинский трубопрокатный завод — головное предприятие одной из крупнейших групп металлургического комплекса России — Группы ЧТПЗ, занимающей 5 место по объему производства среди мировых трубных производителей. Группа ЧТПЗ объединяет металлургические компании и предприятия, помимо ЧТПЗ в нее входит другой крупнейший трубный производитель — Первоуральский новотрубный завод. Компания поставляет продукцию для топливно-энергетического комплекса, машиностроения, строительной индустрии, сельского хозяйства и других отраслей промышленности на внутренний и экспортные рынки. В Группе ЧТПЗ работают 25 000 человек. 
Компания готовит квалифицированные рабочие кадры для металлургической отрасли, реализуя собственную образовательную программу «Будущее Белой металлургии». Проект признан Минобрнауки РФ лучшей практикой подготовки рабочих кадров по дуальной модели образования, при которой 60% времени обучения приходится на практические занятия.

ФОТОАЛЬБОМ АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОНА. 1932-1946

 

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум» — Анри Картье-Брессона. В 2000 году в рамках Третьего московского международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2000» в музее «Московский Дом фотографии» с огромным успехом прошла выставка «Анри Картье-Брессон. СССР: 1950–1970», сегодня МАММ представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.

Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в городке Шантлуп-ан-Бри недалеко от Парижа. С самого детства он был увлечён живописью и мечтал стать художником. В 1927 году Картье-Брессон поступил в известную частную школу скульптора и художника-кубиста Андре Лота. Отдавая должное своему учителю, Анри Картье-Брессон позже вспоминал, что Лот заразил его «вирусом геометрии» и научил «фотографировать без фотоаппарата». Обучение пришлось прервать из-за службы в армии, однако в студию Лота Картье-Брессон больше не вернулся, решив, что должен самостоятельно найти свой путь в живописи. 

В 1931 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку. В творческом плане поездка складывалась не совсем удачно, к тому же он подхватил лихорадку, от которой чуть не погиб. Спешно возвращаясь во Францию для прохождения лечения, Картье-Брессон встретился на корабле со своими друзьями, художниками-сюрреалистами. В какой-то момент ему на глаза попался знаменитый снимок венгерского фотографа Мартина Мункачи, «Три мальчика на озере Танганьика», оказавший огромное влияние на всю его последующую жизнь. Позже он вспоминал: «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени». Приехав в Марсель, где ему предстояло пройти курс лечения, Анри Картье-Брессон сразу же купил профессиональную «Лейку» и начал фотографировать. 

Целыми днями молодой фотограф бродил по городу, и снимал всё, что происходило вокруг. «Моим главным желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены. Мне тогда даже в голову не приходила мысль делать фоторепортажи, то есть рассказывать истории в нескольких фотографиях. Только позже, глядя на работы моих друзей по профессии, на иллюстрированные журналы, и работая для них, я понемногу научился их снимать» — писал он. 

С марсельских снимков и начинается «Фотоальбом Анри Картье-Брессона», работу над которым фотограф закончил в 1946 году. Книга и выставка, подготовленная Фондом Анри Картье-Брессона — своего рода дневник в фотографиях. «Для меня фотокамера — это блокнот, где я делаю свои наброски, это инструмент моей интуиции, порыва, повелитель мгновения», — рассказывал Картье-Брессон. В этом фотодневнике нашли своё отражение самые разные, но одинаково важные с точки зрения художника события: путешествия с друзьями по Европе, прогулки по Парижу, гражданская война в Испании, коронация Георга VI, суды над военными преступниками, возвращение французских солдат и военнопленных и многое другое. 

«Фотоальбом Анри Картье-Брессона» рассказывает о его становлении как фотографа, о периодах успеха и неудач, о поисках, сомнениях, увлечении кинематографом и годах пребывания в плену во время войны. Это взгляд в прошлое, подведение итогов, необходимая пауза, за которой последовал мощный рывок вперед — основание в 1947 году Magnum Photos — самого знаменитого в мире фотоагентства, принадлежность к которому стала синонимом творческого признания для многих поколений фотографов.